Preview

Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии

Расширенный поиск

Исследование максимальной оценки коэффициента сцепления движителя с опорной поверхностью

https://doi.org/10.21266/2079-4304.2022.239.191-201

Аннотация

Известны теоретические зависимости, позволяющие рассчитать силу сцепления движителя с опорной поверхностью. С точки зрения практического использования, полученные результаты не удобны, поскольку для получения числовой оценки силы либо коэффициента сцепления необходимо интегрировать функцию касательного напряжения от деформации сдвига, переменной по длине пятна контакта, что представляет собой трудоемкую вычислительную задачу. Для уточнения практических оценок сцепления движителя с почвогрунтом, необходимы дальнейшие исследования, включающие в себя поиск максимального значения интеграла касательного напряжения с учетом переменного коэффициента буксования. Решению данной вычислительной задачи посвящена предлагаемая статья. Исследование основывается на методах теории движения автомобильного транспорта в условиях бездорожья. При реализации теоретических моделей используются сведения о физико-механических свойствах почвогрунтов. Расчеты выполнены в программе Maple 2017 с использованием встроенных команд высокого уровня. Анализ расчетных данных и их аппроксимация выполнены методом наименьших квадратов (МНК) с оценкой значимости коэффициентов аппроксимирующих функций. В результате выполненного исследования получены зависимости, позволяющие на практике оценить максимальное значение коэффициента сцепления движителя машины с опорной поверхностью и соответствующий ему коэффициент буксования. Уравнения учитывают физико-механические свойства почвогрунта (удельное сцепление, угол внутреннего трения и модуль сдвига) и параметры движителя (длина пятна контакта, среднее давление по пятну контакта, шаг грунтозацепов). Полагаем, что использование предлагаемых формул позволит проводить уточненный расчет тягово-сцепных свойств движителей колесных и гусеничных лесных машин, взаимодействующих с деформируемым лесным почвогрунтом.

Об авторах

М. В. Зорин
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Россия

ЗОРИН Максим Владимирович – аспирант кафедры промышленного транспорта, строительства и геодезии

394087, ул. Тимирязева, д. 8, г. Воронеж



С. С. Петросян
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова
Россия

ПЕТРОСЯН Сергей Суренович – соискатель кафедры технологии лесозаготовительных производств

194021, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербург



О. А. Куницкая
Арктический государственный агротехнологический университет
Россия

КУНИЦКАЯ Ольга Анатольевна – профессор кафедры технологии и оборудования лесного комплекса, доктор технических наук

677007, ш. Сергеляхское, 3 км, д. 3, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)



В. А. Макуев
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал)
Россия

МАКУЕВ Валентин Анатольевич – профессор кафедры транспортно-технологических средств и оборудования лесного комплекса ЛТ 7, доктор технических наук

141005, ул. 1-я. Институтская, д. 1, г. Мытищи



Н. П. Долматов
Донской государственный аграрный университет
Россия

ДОЛМАТОВ Николай Петрович – доцент кафедры машин природообустройства, кандидат технических наук

346410, ул. Фрунзе, д. 3, г. Новочеркасск



И. В. Григорьев
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Россия

ГРИГОРЬЕВ Игорь Владиславович – главный научный сотрудник, доктор технических наук

394087, ул. Тимирязева, д. 8, г. Воронеж



Е. Г. Хитров
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова
Россия

ХИТРОВ Егор Германович – профессор кафедры технологии лесозаготовительных производств

194021, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербург



Список литературы

1. Агейкин Я.С. Проходимость автомобилей. М.: Машиностроение, 1981. 232 с.

2. Гуськов А.В. Тягово-сцепные свойства и проходимость колесного движителя по грунтам со слабой несущей способностью // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. 2008. № 2. С. 63–75.

3. Ларин В.В. Методы прогнозирования опорной проходимости многоосных колесных машин на местности: дис. ... д-ра техн. наук. М., 2007. 530 с.

4. Лухминский В.А. Совершенствование моделей и методов прогнозирования проходимости гусеничных лесных машин: дис. … канд. техн. наук. СПб., 2018. 179 с.

5. Песков В.Б. Совершенствование моделей для оценки колееобразования и уплотнения почвогрунтов под воздействием движителей колесных лесных машин: дис. … канд. техн. наук. СПб., 2018. 190 с.

6. Устинов В.В. Оценка тягово-сцепных свойств колесных движителей лесных машин методами теории движения автотранспорта по бездорожью: автореф. дис. … канд. техн. наук. Архангельск, 2016. 20 с.

7. Хахина А.М. Методы прогнозирования и повышения проходимости колесных лесных машин: дис. ... д-ра техн. наук. СПб., 2018. 318 с.

8. Хитров Е.Г., Андронов А.В., Хахина А.М., Григорьев Г.В. Комплексная оценка показателей взаимодействия движителей машин с лесными грунтами на базе методов теории движения транспорта в условиях бездорожья // Resources and Technology. 2021. Т. 18, № 1. С. 1–52.

9. Хитров Е.Г., Котенев Е.В., Андронов А.В., Тарадин Г.С., Божбов В.Е. Теоретический расчет несущей способности связного грунта по конусному индексу и механическим свойствам // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2019. Вып. 226. С. 111–123.

10. Saarilahti M. Development of a protocol for ecoefficient wood harvesting on sensitive sites (Ecowood): Evaluation of the WES-method in assessing the trafficability of terrain and the mobility of forest tractors. University of Helsinki, Department of Forest Resource Management, 2002. 28 p.


Рецензия

Для цитирования:


Зорин М.В., Петросян С.С., Куницкая О.А., Макуев В.А., Долматов Н.П., Григорьев И.В., Хитров Е.Г. Исследование максимальной оценки коэффициента сцепления движителя с опорной поверхностью. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2022;(239):191-201. https://doi.org/10.21266/2079-4304.2022.239.191-201

For citation:


Zorin M.V., Petrosjan S.S., Kunickaja O.A., Makuev V.A., Dolmatov N.P., Grigor'ev I.V., Khitrov E.G. Исследование максимальной оценки коэффициента сцепления движителя с опорной поверхностью. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii. 2022;(239):191-201. (In Russ.) https://doi.org/10.21266/2079-4304.2022.239.191-201

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-4304 (Print)
ISSN 2658-5871 (Online)