Preview

Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии

Расширенный поиск

Оценка технико-экономической эффективности строительства лесовозных автомобильных дорог из фиброцементогрунта

https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.249.230-243

Аннотация

Строительство лесовозных автомобильных дорог должно обеспечивать нормативные качественные показатели дорожных одежд при минимальной стоимости работ. Традиционно дорожные одежды устраивают из инертных материалов: щебеня и песка. Сложные природные условия лесной зоны и высокие транспортные нагрузки требуют использования значительных объемов инертных материалов, при этом затраты на их транспортировку существенно увеличивают общую стоимость работ. Эффективной технологией в условиях лесной зоны является строительство дорожных одежд из фиброцементогрунта, получаемого при смешении местного природного грунта с добавками портландцемента, волокон фибры и воды. В сравнении с объемами использования инертных материалов, содержание добавок в составе фиброцементогрунтовых смесей является незначительным, что является преимуществом для снижения транспортных расходов и стоимости работ в целом. Для оценки технико-экономической эффективности рассчитаны параметры конструкций и объемы работ по устройству двух равнопрочных дорожных одежд: из фиброцементогрунта и из инертных материалов (щебня и песка), лесовозной автомобильной дороги III-л категории, протяженностью 1 км. Произведены расчеты и составлены поверхности отклика сметной стоимости строительства данных конструкций дорожных одежд в зависимости от различной дальности возки используемых дорожно-строительных материалов. На основании результатов исследований определено, что параметры транспортно-логистической схемы доставки материалов существенно влияют на транспортные расходы и общую сметную стоимость строительства. При средней дальности возки до 30 км, сметная стоимость устройства фиброцементогрунтовых дорожных одежд практически одинакова по сравнению с использованием инертных материалов. При увеличении дальности возки дорожно-строительных        материалов более 30 км, применение фиброцементогрунтовых дорожных одежд экономически эффективно, относительно равнопрочных конструкций из щебня и песка. Разработаны номограммы определения стоимости работ по устройству дорожных одежд в зависимости от расстояния возки дорожно-строительных материалов для оперативной оценки технико-экономической эффективности строительства лесовозных автомобильных дорог из фиброцементогрунта.

Об авторе

С. А. Чудинов
Уральский государственный лесотехнический университет
Россия

Чудинов Сергей Александрович - заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей УГЛТУ, доцент, кандидат технических наук.

620100, ул. Сибирский тракт, д. 37, Екатеринбург



Список литературы

1. Лыщик П.А., Плышевский С.В., Науменко А.И. Использование комплексного вяжущего для укрепления грунтов земляного полотна лесных автомобильных дорог // Труды БГТУ. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 2013. № 2 (158). С . 39-42.

2. Патент 2785742 С1 РФ, МПК E02D 3/12, Е01С 3/04, Е01С 7/36, С04В 28/04, С04В 111/20. Фиброцементогрунтовая смесь: № 2022105876: заявл. 05.03.2022: опубл. 12.12.2022 / С.А. Чудинов.

3. Степанец В.Г., Герасимова С.А. Основания дорожных одежд из укрепленных грунтов повышенной прочности и морозоустойчивости // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 148-154.

4. Чудинов С.А. Совершенствование технологии укрепления грунтов в строительстве автомобильных дорог лесного комплекса: моногр. Екатеринбург: ГЛТУ, 2022. 164 с.

5. Ali M, Aziz M, Hamza M, Madni M.F. Engineering properties of expansive soil treated with polypropylene fibers // Geomech Eng. 2020. No. 22. P. 227-236.

6. Cho Y.K., Jung S.H., Choi Y.C. Effects of chemical composition of fly ash on compressive strength of fly ash cement mortar // Constr Build Mater. 2019. No. 204. P. 255-264.

7. Chudinov S. Improving the physical and mechanical properties of fortified soil for road construction in the forest zone // IOP Conference Series: materials Science and Engineering. 2020. No 217. Р. 012007.

8. De Jesus Arrieta Baldovino J., Dos Santos Izzo R., Rose J.L., Avanci M.A. Geo-polymers based on recycled glass powder for soil stabilization // Geotechn Geolog Eng. 2020. No. 38(4). P. 4013-4031.

9. Elkhebu A., Zainorabidin A., Asadi A. et al. Effect of incorporating multifilament polypropylene fibers into alkaline activated fly ash soil mixtures // Soils Found. 2019. No. 59. P. 2144-2154.

10. Vijayan D.S. Effect of Solid waste based stabilizing material for strengthening of Expansive soil // Environmental Technology & Innovation. 2020. No. 20. P. 54-61.


Рецензия

Для цитирования:


Чудинов С.А. Оценка технико-экономической эффективности строительства лесовозных автомобильных дорог из фиброцементогрунта. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2024;(249):230-243. https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.249.230-243

For citation:


Chudinov S.A. Assessment of the technical and economic efficiency of the construction of logging roads made of fiber cement soil. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii. 2024;(249):230-243. (In Russ.) https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.249.230-243

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-4304 (Print)
ISSN 2658-5871 (Online)