Обоснование показателей выбора трассы волока с использованием принципов навигации
https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.251.315-321
Аннотация
Работники лесозаготовительной отрасли зачастую ограничиваются оценкой эксплуатационной эффективности работы трелевочного трактора только по двум показателям: транспортной производительности и удельной энергоемкости процесса трелевки – но для достижения рационального использования лесозаготовительной техники необходимо современное приборное обеспечение выбора оптимальных трасс движения машин по лесосеке. Предлагается создавать карты лесосек, аналогичные навигационным, в которых должны отражаться почвенно-грунтовые, рельефные и другие свойства опорной поверхности, определяющие режимы работы машины. Для решения поставленных задач необходимо измерять, регистрировать и математически обрабатывать результаты исследования показателей и процессов с применением теории вероятности. Знание угла излома шарнирно-сочлененной рамы и крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, позволит получить законы распределения касательной силы тяги для оценки динамики процесса, энергоемкости процесса, различных коэффициентов сопротивления движения, тягового коэффициента полезного действия и др. При трелевке пачки древесины трелевочный трактор может до 70% времени движения находиться в режиме поворота с разными радиусами кривизны, при этом на движение воздействует сопротивление от поворота. Это сопротивление может значительно превосходить силу сопротивления движению. Для решения поставленных задач исследований предлагается ввести в тяговый баланс лесосечных и лесотранспортных машин коэффициент сопротивления движению, как сумму коэффициента сопротивления повороту и коэффициента сопротивления скольжения древесины. Обоснованные показатели оценки взаимодействия трелевочного трактора с опорной поверхностью и методы их приборного определения позволят выбирать из большой совокупности рациональные трассы волоков, трелевка древесины по которым обеспечит максимальную эксплуатационную эффективность работы трелевочного трактора.
Об авторах
А. М. КочневРоссия
КОЧНЕВ Александр Михайлович – профессор кафедры технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины, доктор технических наук
194021, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербург
А. С. Кривоногова
Россия
КРИВОНОГОВА Александра Станиславовна – заведующий кафедрой прикладной механики и инженерной графики, кандидат технических наук
194021, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербург
Ю. Л. Пушков
Россия
ПУШКОВ Юрий Леонидович – доцент кафедры лесного машиностроения, сервиса и ремонта, кандидат технических наук
194021, Институтский пер., д. 5, Санкт-Петербург
Список литературы
1. Анисимов Г. М. Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов. М.: Лесн.пром-сть, 1990. 207 с.
2. Анисимов Г. М. Кафедре лесных гусеничных и колесных машин восемьдесят лет: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГЛТУ, 2011. 204 с.
3. Анисимов Г.М., Григорьев И.В., Кочнев А.М., Патякин В.И., Иванов В.А. Патент № 48052 на полезную модель «Мобильный измерительный комплекс». Бюлл. №25, опубл. 10.09.2005.
4. Анисимов Г. М., Кочнев А.М. Лесотранспортные машины: учебное пособие. СПб.: Лань, 2009. 448 с.
5. Анисимов Г. М., Кочнев А.М. Основы научных исследований лесных машин: учебник. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2010. 528 с.
6. Кочнев А. М. Рабочие режимы отечественных колесных трелевочных тракторов: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 519 с.
7. Лесные машины: учебник. М.: Лесн. пром-сть, 1989. 512 с.
8. Навигация // Советский энциклопедический словарь. 1988. С. 854.
Рецензия
Для цитирования:
Кочнев А.М., Кривоногова А.С., Пушков Ю.Л. Обоснование показателей выбора трассы волока с использованием принципов навигации. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2024;(251):315-321. https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.251.315-321
For citation:
Kochnev A.M., Krivonogova A.S., Pushkov Yu.L. Substantiation of indicators for choosing a dragging route using the principles of navigation. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii. 2024;(251):315-321. (In Russ.) https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.251.315-321