Preview

Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии

Расширенный поиск

Состояние зеленых насаждений на территории дошкольных учреждений в г. Архангельске

https://doi.org/10.21266/2079-4304.2023.245.140-158

Аннотация

Изучали состояние озелененных территорий дошкольных учреждений, расположенных на северо-востоке Русской равнины. Цель исследований – проведение анализа состояния зеленых насаждений на территории дошкольных образовательных учреждений в городе Архангельске на соответствие требованиям нормативно-правовых документов. Объект исследования – семь дошкольных образовательных учреждений в центральной части города Архангельска, выбранных в случайном порядке. Для района расположения объектов характерна холодная продолжительная многоснежная зима и относительно короткое прохладное и дождливое лето. Суровость климата сказывается на бедности ассортимента местных древесно-кустарниковых видов. В ходе изучения зеленых насаждений на территории детских садов проводили следующие виды оценки: дендрологическую, морфологическую, биоэкологическую и ландшафтно- архитектурную. Исследования показали, что имеющиеся на территориях зеленые насаждения не отличаются видовым разнообразием. Среди древесно-кустарниковых пород на участке одного учреждения насчитывается всего 10-12 видов, причем некоторые представлены в одном экземпляре и плохом эстетическом состоянии. Отмечено, что цветочные культуры не отличаются разнообразием и яркими красками, а в отдельных случаях их вообще недостаточно. Установлено, что в породном составе древесных растений и цветочных культур присутствуют ядовитые виды, что недопустимо. Расширение ассортимента интродуцированных видов деревьев и кустарников на территории дошкольных учреждений позволит обеспечить познавательную функцию, развить у воспитанников эстетический вкус и улучшить архитектурно-художественный облик территории детских садов.

Об авторах

Н. Р. Сунгурова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

СУНГУРОВА Наталья Рудольфовна – профессор кафедры ландшафтной архитектуры и искусственных лесов, доцент, доктор сельскохозяйственных наук

163002, ул. набережная Северной Двины, д. 17, г. Архангельск

Researcher ID: H-1847-2019



С. Р. Страздаускене
Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

СТРАЗДАУСКЕНЕ Светлана Рудольфовна - аспирант кафедры ландшафтной архитектуры и искусственных лесов

163002, ул. набережная Северной Двины, д. 17, г. Архангельск

Researcher ID: HKM-7435-2023



Г. Н. Стругова
Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

СТРУГОВА Галина Николаевна – магистрант

163002, ул. набережная Северной Двины, д. 17, г. Архангельск



С. С. Макаров
Российский государственный аграрный университет – Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

МАКАРОВ Сергей Сергеевич – заведующий кафедрой декоративного садоводства и газоноведения, доктор сельскохозяйственных наук; Профессор кафедры ландшафтной архитектуры и искусственных лесов

127550, ул. Тимирязевская, д. 49, г. Москва

163002, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск



Список литературы

1. Администрация Архангельска. [Электронный ресурс] // Администрация МО «Город Архангельск», 2005–2021. URL: https://www.arhcity.ru/?page=35/8.

2. Бабич Н.А., Залывская О.С., Травникова Г.И. Интродуценты в зеленом строительстве северных городов. Архангельск, 2008. 144 с.

3. Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест: Учебное пособие. СПб., 2012. 240 с.

4. Горохов В.А. Зеленая природа города: учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, 2005. 528 с.

5. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: учеб. для техникумов. М., 1991. 340 с.

6. Курапина Н.В., Болкунов А.И., Коробова А.А. Озеленение детских дошкольных учреждений // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozelenenie-detskih-doshkolnyh-uchrezhdeniy

7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011. 232 с.

8. Нищева Н.В. На прогулку, детский сад! Оборудование прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке. СПб.: Детство-пресс, 2013. 192 с.

9. Олупкина И.А., Андронова М.М., Бабич Н.А. Инвентаризационные исследования дендрофлоры на территории детских садиков города Архангельска // Экологические проблемы Арктики и северных территорий: Межвуз. сбор. науч. тр. Архангельск, 2014. Вып. 17. С. 248–250.

10. Потаев Г.А., Мазаник А.В., Нитиевская Е.Е., Лазовская Н.А., Макознак Н.А., Потаева Г.Р. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учеб. пособие / под общ.ред. Г.А. Потаева. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. 319 с.

11. Русские травы. Травосмесь «Югра» [Электронный ресурс] // Агрофирма Русские Травы, 2021. URL: http://www.rutrav.ru/smesi/sever/yugra.

12. Свод правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 и введен в действие с 1 января 2021 г.

13. Свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр и введен в действие с 1 июля 2017 г.

14. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство: учебник. 3-е изд. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. 336 с.

15. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. 210 с.

16. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Ландшафтная архитектура: учеб. пособ. М.: ФОРУМ, 2010. 304 с.

17. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролов В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 352 с.

18. Charra-Vaskou K., Charrier G., Wortemann R., Beikircher B., Cochard H., Ameglio T., Mayr S. Drought and frost resistance of trees: a comparison of four species at different sites and altitudes // Annals of Forest Science, Springer Verlag/EDP Sciences, 2012, 69 (3). P. 325–333. URL: https://hal.archives–ouvertes.fr/hal–00930732

19. Strimbeck G.R., Schaberg P.G., Fossdal C.G., Schröde W.P., Kjellsen T.D. Extreme low temperature tolerance in woody plants // Frontiers in Plant Science. 2015. Vol. 6. Article 884. P. 1–15. URL: https://doi.org/10.3389/fpls.2015.00884


Рецензия

Для цитирования:


Сунгурова Н.Р., Страздаускене С.Р., Стругова Г.Н., Макаров С.С. Состояние зеленых насаждений на территории дошкольных учреждений в г. Архангельске. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2023;(245):140-158. https://doi.org/10.21266/2079-4304.2023.245.140-158

For citation:


Sungurova N.R., Strazdauskene S.R., Strugova G.N., Makarov S.S. The state of green spaces on the territory of preschool institutions in Arkhangelsk. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii. 2023;(245):140-158. (In Russ.) https://doi.org/10.21266/2079-4304.2023.245.140-158

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-4304 (Print)
ISSN 2658-5871 (Online)