Оценка снегозадерживающей способности защитных лесных полос вдоль железнодорожной линии Екатеринбург-Каменск-Уральский
https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.248.43-56
Аннотация
В статье приведены материалы конструктивных характеристик и снегозадерживающей способности защитных лесных полос (ЗЛП), функционирующих вдоль железнодорожной линии Екатеринбург – Каменск-Уральский. Полосы создавались в 1936 и 1956 годах непродуваемой конструкции. В настоящее время перестойные березовые и тополевые ЗЛП вдоль указанной линии имеют ажурную конструкцию. Их снегозадерживающая способность выражена крайне слабо. Снег накапливается не в полосе и ее опушках с наветренной и подветренной сторон, как предполагалась при создании полос непродуваемой конструкции, а распределяется достаточно равномерно между ЗЛП и железной дорогой. В этой части полосы отвода железной дороги высота снежного покрова характеризуется стабильно высокими значениями, в большинстве случаев превышающими показатели на открытом поле. На исследуемых участках плотность снега варьирует в достаточно узком диапазоне от 0,13 до 0,17 г/см3. Строгих закономерностей в изменении величины данного показателя в зависимости от расположения точек замера относительно железной дороги не обнаруживается. В целом для повышения снегозадерживающих свойств, а также устойчивости и долговечности ЗЛП необходимо в них проводить соответствующие уходы, направленные на сохранение и усиление снегозадерживающей функции.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ф. УразоваРоссия
Уразова Алина Флоритовна – доцент кафедры технологии и оборудования лесопромышленного производства, кандидат сельскохозяйственных наук,
620100, Сибирский тракт, д. 37, г. Екатеринбург
З. Я. Нагимов
Россия
Нагимов Зуфар Ягфарович – директор Института леса и природопользования, профессор кафедры лесной таксации и лесоустройства, доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
620100, ул. Сибирский тракт, д. 37, г. Екатеринбург
П. Н. Уразов
Россия
Уразов Павел Николаевич – аспирант кафедры лесной таксации и лесоустройства,
620100, ул. Сибирский тракт, д. 37, г. Екатеринбург
Список литературы
1. Базанова И.А. Особенности переноса снега и законы образования снежных заносов // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2008. № 1 (50). С. 35–42.
2. Бурлак Ф.В. Опыт создания защитных насаждений на Донецкой железной дороге: автореф. дисс. … канд. с.-х. наук. Киев, 1967. 30 с.
3. Ершов А.В. Интенсивность рубок ухода в путезащитных лесных полосах Среднего Урала: дисс. … канд. с.-х. наук. Свердловск, 1967. 223 с.
4. Здорнов И.А. Структура, состояние и защитно-мелиоративная эффективность придорожных лесных полос северного Казахстана: дисс. … канд. с.-х. наук. Екатеринбург, 2020. 281 с.
5. Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации ЦП-751 от 25 апреля 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200077608 (дата обращения: 01.06.2023).
6. Справочно-информационный портал «Погода и климат» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.pogodaiklimat.ru (дата обращения: 12.06.2022).
7. Указания по изысканию и проектированию защитных лесонасаждений вдоль линий железных дорог СССР. (Главное управление пути МПС). М.: Транспорт, 1974. С. 112.
8. Уразова А.Ф., Нагимов З.Я. Современное состояние защитных лесных насаждений вдоль Cвердловской железной дороги // Успехи современного естествознания. 2021. № 1. С. 26–31.
9. Уразова А.Ф., Нагимов З.Я., Герц Э.Ф., Уразов П.Н. Оценка количества атмосферных осадков в целях анализа возможностей штатного функционирования снегозащитных лесных полос // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2022. Вып. 239. С. 117–130.
Рецензия
Для цитирования:
Уразова А.Ф., Нагимов З.Я., Уразов П.Н. Оценка снегозадерживающей способности защитных лесных полос вдоль железнодорожной линии Екатеринбург-Каменск-Уральский. Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2024;(248):43-56. https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.248.43-56
For citation:
Urazova A.F., Nagimov Z.Ya., Urazov P.N. Evaluation of snow-retarding ability of protective forest belts along the railway line Yekaterinburg – Kamensk-Uralsky. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii. 2024;(248):43-56. (In Russ.) https://doi.org/10.21266/2079-4304.2024.248.43-56